Категории каталога

Экскурсии музея [13]
Текстовый материал экскурсий

Форма входа





Четверг, 02.05.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей - мастерская "ПОТЕХИ"
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Экскурсии музея

Русская резная икона

Православная икона


 


 


Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре. Разные конфессии имеют в своих храмах изображения Христа, Богородицы, ангелов и святых, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде.


Для православных людей было бы неуместным называть икону  в храме произведением искусства, разглядывать её, восторгаться, оценивать её художественные достоинства.


Дело в том, что икона не создаётся как картина для любования. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия.


Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе -  молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание её как святыни, но не идолопоклонство.


Такое духовное, прежде всего молитвенное, назначение иконы и определяет её изобразительные особенности, которые образуют целую систему условностей церковной живописи.


В 988 году Древняя Русь, став христианским государством, перенимает православные традиции, в том числе в сфере церковного искусства. Усвоение этих традиций и их творческая переработка породила оригинальное и самобытное явление – русскую икону.


На Руси сложились очень строгие каноны иконографии: устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы. В иконописной практике применялись образцы – рисунки, а позднее – прописи (контурные кальки). Они сохраняли иконопись от нарушения традиций и уклонения в ересь и личные фантазии. Писали иконы на деревянных досках – сосне, липе. Краски замешивались на натуральном желтке и долго сохраняли яркость цвета.


Не только к творчеству, но и к жизни мастеров-иконописцев на Руси предъявляли  очень строгие требования.


История сохранила не так много имён древнерусских иконописцев, хотя иконописание было очень распространено на Руси.


Иконотворчество, осознаваемое как выполнение воли  Творца, бескорыстное и смиренное Ему служение, как правило, оставалось безымянным. Но благодаря историческим документам и немногочисленным автографам на стенах храмов, полях и затыльях (оборотах) икон до нас всё же дошли имена некоторых мастеров того времени.


 


 


Андрей Рублёв (около1360/1370 – 1427 г.)


 


Сведений о жизни Андрея Рублёва немного. Предполагают, что родился он в Москве. Имя Андрей получил при монашеском постриге.


Всем известна икона А. Рублёва «Святая Троица». Из жития преподобного Сергия Радонежского известно, что она создавалась для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Ветхозаветный сюжет явления Аврааму Самого Триединого Бога иконописцы до Андрея Рублёва  передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру,  слугу, по распоряжению Авраама «закалающего» тельца для угощения путников. Рублёв переосмыслил сложившуюся иконографическую схему и создал новую, освободив её от подробностей сюжета и сосредоточив всё внимание на единстве трёх фигур, раскрывая и утверждая догмат о Троичности Бога. Чаша с головой тельца, стоящая на столе, символизирует Крестную Жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода.


Православная Церковь причислила Андрея Рублёва к лику святых в чине преподобного.


 


 


«Спас Нерукотворный» 


 


Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки.


Икона «Спас Нерукотворный» имеет обычно прямоугольную форму, на ней изображается только Лик Иисуса Христа, взор обращён прямо на стоящего перед иконой.


Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа.


Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом, на котором  чудесным образом отпечатался Его Лик. Так появилась первая икона. Авгарь поместил Образ в особую нишу над городскими воротами. В 944 году Образ с большими почестями перенесли в Константинополь, но после взятия города крестоносцами в 1204 году он был утерян.


 


Распятие Господа Иисуса Христа


Иудеи привели Господа к римскому правителю Понтию Пилату, требуя смертной казни Христа. По требованию иудеев Пилат приговорил Спасителя к смертной казни на кресте. Издеваясь над Христом, воины надели на Него терновый венок, били и насмехались над ним. Измученный Христос должен был Сам нести Свой крест на Голгофу, место казни. Так было принято в те времена. Христа распяли на кресте.


Крест это символ христианства, предмет почитания всех христиан. Он означает жертвенность как спасение.


Вертикальный луч креста означает любовь и связь между Богом и человеком, горизонтальный – любовь и связь между людьми.


Восьмиконечный крест символизирует жертву Христа. Он включает в себя: вертикальный столб, поперечную перекладину, к которой были прибиты руки Христа, подставку для ног Его и доску над головой с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Наклонённое подножие символизирует схождение Христа в ад и возведение из глубин ада ветхозаветных праведников.


 


Владимирская икона Божией Матери


Это великая, заветная святыня Русской земли. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске стола, на котором трапезовал Господь с Пречистою Своею Матерью и праведным Иосифом Обручником.


До 450 года икона оставалась в Иерусалиме, а потом была перенесена в Константинополь. В начале 12 века патриарх Цареградский Лука Христоверг прислал её  в Киев великому князю Юрию Долгорукому. Она была поставлена в девичьем монастыре Киевского Вышгорода, который когда-то принадлежал святой равноапостольной княгине Ольге. Здесь Владимирская икона прославила себя многими чудесами.


В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукова – Андрея Боголюбского.


Ночью в чудесном явлении Богоматерь открыла князю Андрею Свою волю: икона должна остаться во Владимире, а на месте явления Богородицы нужно построить святую обитель. Князь построил во Владимире великолепный храм в честь Успения Богородицы и перенёс в него икону. Икона с тех пор стала именоваться Владимирской, а князь Андрей получил прозвание «Боголюбский».


Владимирская икона является древнейшей святыней. Православной Церковью и русским народом она признана чудотворной.

                                       Жития святых


 


Жития святых, или агиография – это особый вид биографической христианской литературы, описывающий явление святости в человеке. Это страницы жизни церкви Христовой и проявления Святого Духа в подвигах избранников.


 


 


 


Святая равноапостольная княгиня Ольга (около 890 – 969 гг.)


Княгиня Ольга, жена князя Игоря, оставшись вдовой, мудро и строго управляла государством, а в 955 году совершила долгий путь в  Константинополь, чтобы приобщиться к христианской премудрости и принять Святое Крещение. При крещении Ольга получила имя Елена.


Княгиня привезла с собой из Византии священника, который окрестил многих её приближённых. Были построены христианские храмы. Это была первая попытка правительствующей особы привить христианское мировоззрение в сознание русичей.


Княгиня прожила долгую жизнь. Ещё в домонгольское время княгиня Ольга была канонизирована. 24 июля установлен день памяти святой равноапостольной княгиня Ольги.

 

  

 

 Святой благоверный князь Александр Невский (1220 –1263 гг.)

Князь Александр Ярославович был на Руси самым известным деятелем XIII столетия.


Юный князь показал себя великим полководцем, мудрым правителем, молитвенником и защитником земли Русской. В 1240 году его войска разгромили на реке Неве шведов, в честь этой блестящей победы святой Александр был прозван Невским.


Став великим князем, святой Александр Невский приложил много сил к собиранию русских земель, к защите их от внешних и внутренних врагов.


Святой Александр Невский считается молитвенником и покровителем русских воинов.


В 1547 году благоверный князь Александр был прославлен в лике святых за святую жизнь и защиту православной веры и Отечества.


 

 

 

 


Житие великомученика Георгия Победоносца.


Святой Георгий был воином в войске императора Диоклетиана, правившего в Римской империи с 284 по 305 год.


Святой Георгий защищал христиан. Разгневанный император приказал заточить Георгия в темницу. Воина подвергали страшным мучениям, но, продолжая усердно молиться, он оставался невредимым.


После своей мученической кончины святой Георгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам – побеждать. Поэтому его называют Георгием Победоносцем.


Особо прославляют святого Георгия за победу над змеем. Этот подвиг был совершён в стране Финикии. Здесь среди гор раскинулось красивое озеро. Вдруг на его берегу появился страшный змей, поедавший людей. Святой Георгий Победоносец стал спасителем местных жителей от страшного чудовища.


Это событие получило название «Чудо Георгия о змие».


На Руси Георгия Победоносца стали изображать воином на коне, пронзающим копьём отвратительного змея.


Москвичи особенно почитали святого Георгия и признали его своим покровителем, а икона с изображением этого сюжета стала гербом столицы.


 


Преподобный Сергий Радонежский ( 1314 – 1392 гг.)


Преподобный Сергий родился в городе Ростове, при крещении получил имя Варфоломей.


Духовным восхождением юного отрока руководил игумен ближайшего монастыря Митрофан.  Через семь лет Митрофан постриг Варфоломея в монашеский чин и дал ему имя Сергий.


Многие люди приходили к преподобному Сергию за советом и молитвой, некоторые оставались, строили себе кельи. Так создавался новый монастырь – Троице-Сергиева Лавра. Множество учеников святого Сергия разошлись по земле и основали монастыри.


Преподобный Сергий благословил князя Дмитрий Ивановича и воинство его на битву, которая  состоялась 21 сентября 1380 года на Куликовом поле. Преподобный Сергий прозрел победу князя, а во время битвы со своей братией молился и поминал по имени каждого убитого.


Преподобному Сергию Радонежскому посвящаются празднования 18 июля и 8 октября.


Преподобный Сергий считается заступником земли Русской и покровителем русского образования.


 


 


Житие  святителя Николая Чудотворца


Святитель Николай был единственным сыном благочестивых родителей из греческого города Патары. Он был с детства усерден  в посещении Божиего храма, молитвах и чтении книг.


Николай Угодник прослыл  очень добрым, кротким, отзывчивым человеком и бесстрашным защитником истины и справедливости. Уважение к нему было настолько велико, что перед ним склонялись могущественные сановники империи.


Во время гонения на христиан святитель Николай был заключён в темницу, стойко претерпел тяготы тюремного заключения.


Много удивительных поступков и чудес совершил святитель Николай, за что его почитают как Угодника и Чудотворца.


Святитель Николай прожил долгую жизнь. День кончины святителя Николая – 19 декабря отмечается на Руси как день обретения земной Церковью нового небесного заступника.


9 мая 1087 года (22 мая по новому стилю) итальянские купцы перевезли останки святителя Николая в город Бари. Этот день отмечается как праздник перенесения мощей святителя Николая Угодника.


 


 


Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Праведный Иоанн (Иван Ильич Сергеев) родился в селе Сура Архангельской губернии в бедной семье пономаря. Вырос он необыкновенно чутким и отзывчивым к чужому горю.


Перед рукоположением отец Иоанн окончил семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1855 году отец Иоанн был назначен священником в собор святого апостола Андрея Первозванного в городе Кронштадте.


Праведный Иоанн посещал трущобы для бесед, наставлений, духовной поддержки и оказания помощи нуждающимся. Его называли юродивым и осуждали, считая, что он общается с теми, кто живет не по-христиански. Он не спорил, продолжая служить погибающим и возвращать их к жизни.


Искреннее сострадание и пламенная вера праведного Иоанна Кронштадтского делали чудеса. По книгам отца Иоанна учатся христианской жизни, покаянию и умению молиться.


Память святого праведного Иоанна Кронштадтского  празднуется   2 января, в день кончины праведника.

  Не забудьте посетить "Гостевую книгу" и оставить отзыв или Ваши пожелания
Категория: Экскурсии музея | Добавил: muzeum-potehi (24.08.2008)
Просмотров: 4225 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024