Категории каталога

Экскурсии музея [13]
Текстовый материал экскурсий

Форма входа





Пятница, 03.05.2024, 04:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей - мастерская "ПОТЕХИ"
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Экскурсии музея

Русская матрешка

Экскурсия «История Руской Матрешки»

  • История создания матрёшки;
  • Особенности Сергиево-Посадской, Семёновской, Полхово-Майдановской, современной авторской матрёшками;
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Верно, это матрёшка. Наша экскурсия сегодня будет посвящена матрёшке.  А что вы знаете о матрёшке? Действительно, существует много разных матрёшек, об этом мы поговорим чуть позже. А знаете ли вы, когда и как появилась в России матрёшка?

Матрёшка появилась в конце XIX века, эскиз сделал художник Малютин, и состояла она из восьми кукол. Своё имя матрёшка получила от  имени Матрёна. Оказывается, существовала японская игрушка, похожая на нашу матрёшку, вернее наша матрёшка похожа на японскую игрушку.

Оказывается, мы практически ничего и не знали о нашей матрёшке. Сегодня постараемся расширить наши знания.

 

                                                  СЕРГИЕВСКАЯ   МАТРЕШКА

    Сергиев Посад известен также и как родина русской матрешки - разъемной куклы с забавным сюрпризом. Ее история связана с художником С. В. Малютиным, по эскизу которого в 90-х годах XIX века и была создана первая, выточенная из дерева, кукла по имени Матрена.
Много лет назад привезли в Москву из Японии деревянную фигурку мудреца Фукуруму. Голова его вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фигурка разбиралась, внутри неё находилась ещё одна, а потом ещё и т.д. Так японская фигурка Фукуруму послужила прообразом нашей русской матрёшки.
Она представляла собой девочку в сарафане и платке, круглолицую и румяную, с чёрным петухом в руках. Внутри нее прятались другие фигурки-вкладыши — девочки и мальчики в рубахах-косоворотках, разноцветных фартуках. В первой русской матрёшке было восемь фигур, самая последняя - маленькая была младенцем, завёрнутым в пелёнки.
Расписывалась сергиевская матрешка гуашью без предварительной подготовки поверхности, сразу по дереву. Работы сергиевских кустарей были известны по всей России и даже за границей. Создавая свои игрушки, мастера Сергиева Посада умело использовали кроме дерева и другие материалы: ткань, бумагу, жесть, фарфор, папье-маше.

 

 

 

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА 

Семенов - крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли “ложкарной столицей” России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек. Семеновские умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки в 20-х годах XX века у подмосковных мастеров. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров- игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика “Семеновская Роспись” была образована в 1932 году. Сохраняя и развивая местные традиции, мастера фабрики добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название “семеновской”.

                                                         

Как делают Семеновскую матрешку.
Техника изготовления семеновской матрешки такая же, как и у ее родоначальницы: ее делают из одного и того же материала - липы, березы и осины. Но каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья, спиливает их ранней весной. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышка для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Семеновские токари создали свою форму матрешки - она более стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи.
В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями - оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они "одевают" матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки - сувенира.
 
 
Не забудьте посетить "Гостевую книгу" и оставить отзыв или Ваши пожелания.                                          

  

Полховско-Майдановская матрёшка                             Современная авторская матрёшка

                                                                           
        
 
 
                                                                
         
 
 
                                                                
         
 
 
                                                              
        
 
 
                                                              
         
 
 
             
 
                                

 

                                      

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Экскурсии музея | Добавил: muzeum-potehi (01.07.2008)
Просмотров: 14437 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024